Бизнес-план интернет-магазина

Прежде чем запускать любой бизнес нужно составить бизнес-план. И интернет-магазин не исключение. Именно благодаря бизнес-плану вы сможете заранее представить себе объем необходимых средств как для старта интернет-магазина, так и спустя определенные промежутки времени, а также учесть возможные риски.

В интернете можно легко найти и бесплатно скачать бизнес-план интернет-магазина (например этот), но очень важно, чтобы составляли бизнес-план вы сами. Только так вы сможете продумать все мелочи, не включить в документ лишнего и не забыть важного.

Бизнес-план должен содержать ответы на вопросы, касающиеся всех деталей вашей будущей деятельности:

  • Бизнес-идея и стратегия
  • Маркетинг
  • Расходы и доходы
  • Риски

Для того, чтобы определиться с содержанием каждой из частей, вам надо ответить на следующие вопросы.

1. Какова аудитория интернет-магазина?

Первым делом вы должны дать ответ на вопрос “Кто будет покупать?”. Вам нужно сформулировать признаки вашей целевой аудитории. Оценка спроса и его величины в выбранном сегменте позволят сделать правильные выводы для оценки потенциальной выручки.

Для оценки величины спроса вы можете использовать как официальные опросы и отчеты, так и специализированные сервисы наподобие Google Trendswordstat.yandex.ru или Google AdWords. Вместе с тем, предостерегу от невдумчивого использования приведенных мной двух последних сервисов – в статистику запросов попадают не только все словоформы слов, которые входят в указываемый вами запрос, но и другие запросы включающие эти слова. Поэтому всегда уточняйте запросы, избегайте общих фраз для анализа потенциального спроса.

После того, как вы поняли, сколько человек ищут то, что вы готовы им предложить, необходимо ответить на вопрос “Почему это покупают?”. Для этого нужно понять сценарий покупки. Это не только проблема или задача, которую хочет решить человек. Это также те ожидания, которые сопутствуют покупке. В результате вы получите портрет покупателя и его мотивы.

В итоге, вы должны узнать следующие характеристики покупателя:

  • Возраст;
  • Где он находится;
  • Социальный статус;
  • Доход;
  • Описательная характеристика человека и сценария покупки;
  • Почему он должен купить именно у вас;
  • Прогнозируемый средний чек;

Исходя из этих данных, составлять дальнейшие части бизнес-плана и моделировать другие показатели будет заметно проще.

2. Каковы сильные и слабые стороны конкурентов?

Для того, чтобы сформулировать свое уникальное товарное предложение, вам потребуется провести анализ конкурентов. В его процессе, вы узнаете, кто из ваших конкурентов конкурирует по цене, а кто делает ставку на качество обслуживания и сервисные услуги, какие недоработки и сильные стороны у них есть, как вы можете выгодно отличаться в глазах покупателя. Все это даст вам возможность сформировать свою ценность для будущих клиентов, что станет залогом успешного бизнеса.

3. Чем вы будете торговать?

Этот вопрос касается не только ассортиментной матрицы вашего интернет-магазина, но и сопутствующих услуг, глубины склада, ценовой стратегии. От предполагаемой ширины ассортимента и планируемой оборачиваемости зависит объем вложений, которые вам потребуются для того, чтобы закупить товары на склад. Ценовая стратегия обуславливает тот размер прибыли, который позволит вашему бизнесу не только работать безубыточно, но и расти. Безусловно, вы можете выбрать модель дропшиппинга, когда вы будете забирать товары под заказ со склада поставщика. Тем не менее, вопросы про ширину ассортимента и ценообразование остаются, а к ним добавляется важный аспект поиска резервных поставщиков, на случай, если у основного заказанный у вас товар уже закончился.

После того, как вы ответили на эти три вопроса, вы можете приступать к непосредственному заполнению бизнес плана. Скорее всего вы начнете с разовых начальных затрат, которые вам потребуются для старта своего дела.

Разовые стартовые затраты

  1. Регистрация юридического лица в налоговой и банке — около 23 000 руб.
  2. Приобретение системы управления сайтом — от 0 до 35 000 руб.
  3. Разработка и верстка дизайна — от 10 до 50 000 р.
  4. Закупка оргтехники и оборудования (компьютер, принтер, касса, расходные материалы) – от 20 000 руб.

В целом, вход на рынок электронной торговли можно расценивать, как не очень дорогой. Но дьявол, как мы знаем, кроется в деталях. Основные ваши затраты будут регулярными.

Регулярные затраты

  1. Поисковое продвижение – от 30 000 руб./мес
  2. Контекстная реклама – от 30 000 руб./мес
  3. Товарные площадки – от 10 000 руб./мес
  4. Хостинг – от 200 руб./мес
  5. Стоимость затрат на доставку – 200-300 руб. один адрес
  6. ФОТ (программист, менеджер по продажам, бухгалтер) – от 40 000  руб./мес (при частичном аутсорсе)
  7. Аренда офиса – от 15 000  руб./мес
  8. Телефония и интернет – от 1000 руб./мес
  9. Другие расходы – от 15 000 руб./мес

Как вы видите, сумма уже получается весьма приличная. Да, на первых порах можно на чем-то сэкономить, попытаться делать многое самому, но рано или поздно, для того, чтобы вырасти вам придется принять эти расходы. А это значит, что ваша наценка на товар, объем продаж и, как следствие, прибыль, должны позволять вам это делать.

Выстройте денежные потоки по месяцам. Учтите сезонность. Спланируйте ваш рост продаж и затрат на инструменты интернет-маркетинга и персонал. Все это позволит вам не получить внезапный кассовый разрыв.

Безусловно, спрогнозировать все в деталях у вас не получится. Всегда есть непредвиденные расходы, обстоятельства и затруднения. Поэтому окупаемость чаще всего не достигается быстро – 12-14 месяцев являются частым сроком для того, чтобы окупить первоначальные вложения. Тем не менее именно тщательная проработка бизнес-плана даст вам возможность избежать части неожиданностей и заранее определить путь успеха для вашего интернет-магазина.

Понравилось? Тогда лайк, плиз!